Что скрывала картина Вермеера?

С полотном «Девушка, читающая письмо у открытого окна» произошла почти детективная история.
До XVIII века все в символике полотна было подвластно быстрой разгадке. Вот девушка. Она стоит у открытого окна, которое скорее всего символизирует жажду свободы. Вот яблоки и персики во фруктовой вазе на столе, и это очевидный намек на грехопадение Адама и Евы. Девушка печальна. Письмо явно не принесло ей радости. Да еще на стене, за ее спиной, огромное, чуть ли не в рост самой девушки, изображение обнаженного Амура с луком. Скрытые смыслы вовсе теряют всю свою скрытность: да, девушка поражена стрелой Купидона, письмо она получила от возлюбленного.
И вот Вермеер умирает, его картина сначала попадает в коллекцию саксонского курфюрста Фридриха Августа II, затем в Галерею Дрездена. Но уже без Купидона. Изображение на стене за спиной девушки кто-то закрашивает. Кто и зачем — неизвестно. Возможно, именно для того, чтобы избавить нас с вами от очевидности смыслов и легкости «прочтения» картины.
Может быть, кому-то захотелось привнести в картину иной смысл. Вот девушка, вот окно, вот письмо и фрукты на столе — простор для воображения и трактовок.
Впрочем, вплоть до 1979 года, когда рентген высветил замазанного Купидона, о его существовании вообще никто не помнил. А когда узнали, то решили, что Купидона зарисовал сам Вермеер. Имеет право, а мы смиримся — примерно так подумали искусствоведы.
А потом, два года назад, состоялось сенсационное открытие. Экспертная комиссия в очередной раз исследовала картину и обнаружила, что Амур был зарисован намного позднее, чем предполагалось ранее, и точно уже после смерти художника. Примерно в 1700 году.
Два года реставраторы удаляли скальпелем поздний слой краски. Миллиметр за миллиметром. Пока картина не предстала в первозданном виде.
Теперь ее можно увидеть на выставке в Дрездене «Ян Вермеер. Остановись, мгновенье», которая продлится с 10 сентября 2021 по 2 января 2022 года. То прикрывая, то открывая Купидона с помощью ладони, посетитель может сам решить, стоило ли «чернить картину гения».