Эксперт по санкционной политике: «Нидерланды организовали её хаотично»

На прошлой неделе бывший министр Стеф Блок был назначен координатором по санкциям, и это назначение последовало за резкой критикой со стороны Палаты представителей по поводу медленного введения санкций правительством Нидерландов против России. Юрист Иво Амар считает, что в Нидерландах давно пора ввести единый счётчик санкций вместо путаницы нормативных актов.

Санкционная политика в Нидерландах:

  • Благодаря благоприятному налоговому климату Нидерланды уже много лет являются излюбленным местом для российских компаний.
  • Нефтяные компании «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть», Амстердамский торговый банк, интернет-гигант «Яндекс», производитель оружия «Ростех» и «Газпром» имеют филиалы в Нидерландах.
  • По данным Центрального банка Нидерландов, 488 компаний, имеющих почтовый адрес в Нидерландах, ведут свою деятельность из России.
  • С момента российского вторжения в Украину Евросоюз внёс в санкционный список более 1000 человек и компаний.

Министр иностранных дел Вопке Хекстра подвергся критике за то, что Нидерланды тормозят введение санкций. Справедливо?

«Я думаю, что голландское правительство поступило неуклюже. Всё началось с сообщения о том, что было заморожено 6 миллионов евро. Потом их стало 200 миллионов, а сейчас от 500 до 600 миллионов, в то время как здесь хранятся миллиарды российских денег. Процесс идёт слишком медленно, в то время как закон гласит, что финансовые учреждения должны как можно быстрее определить, активны ли партии, подпадающие под санкции».

Что неверно в политике Нидерландов?

«Политика санкций — это полный беспорядок. В таможенном департаменте в Гронингене компании должны подавать заявки на экспортные лицензии, которые иногда проходят через Министерство иностранных дел. Другой таможенный отдел в Схипхоле и в порту Роттердама занимается надзором за товарными потоками и экспортом. В Министерстве финансов вам нужно попросить частично или полностью снять замораживание. Центральный банк Нидерландов и Голландское управление по финансовым рынкам осуществляют мониторинг финансовых учреждений; но достаточно ли они проверяют стороны, подпадающие под санкции?».

Всего в санкционных списках ЕС сейчас более 1000 россиян. Всегда описывается, как они связаны с путинским режимом и какими компаниями они владеют. Как ЕС получает эту информацию?

«Эти данные приходят от сообщества безопасности. Для меня иногда тоже случаются сюрпризы, когда оказывается, что есть связи, о которых я не знал. Евросоюз должен добавлять эти описания, поскольку они формируют правовую основу для введения санкций, против которых несогласные олигархи могут возбудить дело в Европейском суде».

После критики со стороны Палаты представителей Кабинет министров назначил бывшего министра Стефа Блока координатором санкций. Что вы думаете о его назначении?

«Что меня поражает, так это то, что у него задание только на 6 недель, а это слишком мало. Можно заняться антикризисным управлением, но не создать надёжную организацию. Должна быть точка соприкосновения, как в США. Именно туда должны быть направлены все полномочия: лицензирование, контроль за соблюдением требований, обязанность по представлению отчётности. Но такой орган также должен объяснить предпринимателям, что именно означают объявленные ЕС санкции на практике».

Источник: nu.nl