Записки из Кабула: долгая и опасная поездка в аэропорт

Деваа – шестнадцатилетняя девушка, которая родилась в Роттердаме и учится в пятом классе средней школы. Ее отец работает в министерстве обороны и иностранных дел в Гааге. Этим летом она отправилась со своей семьей в Афганистан, чтобы похоронить свою сестру. С тех пор как талибы захватили Кабул и власть перешла к ним, она и ее семья скрылись в квартире. Вот фрагменты её записей.
За последние несколько дней произошло много событий. Позвольте мне начать с того, что я благополучно вернулась к себе домой. Мы будем в пятницу утром в 10: 00, прилетим одним из последних рейсов из аэропорта в Кабуле. Хорошо вернуться домой, но я, конечно, беспокоюсь о своей матери, тетях, двоюродных братьях и сестрах, племянницах, племянниках, которые остались.

С субботы 21 по понедельник, 23 августа, на автобусе на север

После неудачной попытки попасть в аэропорт я и мои отец, мать и сестра боимся ехать снова. Это слишком опасно. Нам звонили по телефону и писали по электронной почте из министерства иностранных дел Нидерландов, но мы всё равно сидели в доме моего дяди, в общей сложности, с девятнадцатью членами семьи.
В понедельник мы приняли решение, что не поедем в аэропорт, а отправимся на автобусе на север страны, в город Мазари-Шариф, откуда родом семья моей матери. Оттуда мы должны были бы попытаться добраться до границы с Узбекистаном. Мы уже упаковали наши чемоданы.

Вторник, 24 августа. В посольстве

В 2.00 утра нам позвонили из Гааги, Нидерланды, и сообщили, что безопасно выбраться из страны можно, только вылетев на самолёте из Кабула. Но, чтобы попасть на самолёт, нужно добраться до посольства Нидерландов и зарегистрироваться там. Немного подумав, отец решил отказаться от сложной и непредсказуемой поездки на Север. Сложили вещи в подвале, взяв только самое необходимое, попрощались с родственниками и поехали на такси в посольство. К нашему большому удивлению, впереди стояла огромная очередь людей – не только тех, у кого были голландские паспорта, но и не имеющие никакого отношения к Нидерландам и просто надеющиеся выехать любым способом. Вскоре нам разрешили войти внутрь. Я увидела облегчение на лице моего отца, когда мы оказались за воротами. «Мы находимся в безопасности на территории Нидерландов», – сказал он.

Что мы увидели

Это закрытая территория со старым зданием, где расположено посольство. Голландских дипломатов мы не видели. Видимо, они были уже эвакуированы. Единственными людьми, которых мы видели, были афганцы, то есть охрана посольства.
Они очень заботились о нас. Они приносили нам еду и напитки и следили за тем, чтобы мы чувствовали себя непринужденно. Снаружи, перед входом, все больше и больше людей наблюдали за происходящим. В том числе и боевики «Талибана», которые хотели знать, что происходит. В качестве меры предосторожности мы пошли к женщинам и детям, которые были в доме, который казался более безопасным.
План доставить нас в аэропорт был не из легких из-за большого количества людей и присутствия талибов. Кроме того, оказалось, что наших данных нет ни в каких списках на эвакуацию. Возникла большая паника. Как это могло случиться? Было принято решение переночевать в посольстве. Было крайне неудобно: обогреватели не работали, дети проснулись, плакали от холода. Среди нас было тридцать женщин и пятнадцать детей, один общий туалет. К счастью, охранники помогали как могли, доставая в ближайших магазинах всё, что было возможно – от туалетной бумаги до напитков. Как бы то ни было, мы были благодарны за то, что нам не пришлось ночевать на морозе.

Четверг, 26 августа. Все шло хорошо, пока мы не оказались в непосредственной близости от аэропорта.

В 4.00 утра мы проснулись для утренней молитвы. В 5.00 вечера зазвонил телефон моей мамы, служившей в министерстве иностранных дел Нидерландов, и нас спросили, где мы и что происходит. Мы объяснили. Наш план состоял в том, чтобы добраться на автобусах до аэропорта. В каждом автобусе поместилось сорок человек.
Все шло хорошо, пока мы не подъехали к аэропорту и не встали. В голландских СМИ сообщалось, что мы были там в течение нескольких часов, и это действительно так. Это были ужасные часы. Было очень холодно, а в автобусе не было ни кондиционера, ни занавесок, ни системы вентиляции. На улице было очень жарко. В общей сложности нам предстояло просидеть в автобусе девятнадцать часов.
Талибы избивают людей на улицах резиновыми дубинками
Дети и женщины плакали, многим становилось плохо. Мы видели, что боевики талибана на улице били людей резиновыми дубинками, мужчинам наносили удары в спину прикладами автоматов Калашникова.

Куда ехать дальше и что делать, было непонятно. Было очень страшно.

Нам очень повезло, что отец обменялся телефонами с одним из сотрудников посольства. Мужчина позвонил в определенное время, чтобы узнать, что происходит. С этого момента мы находились в прямом контакте, и он, как мог, подсказывал нам, что делать дальше.
Возникла проблема с туалетом. Тогда папа решил сходить в аптеку недалеко от того места, где стоял автобус. Человек, который там работал, предоставил нам свою ванную комнату, хотя, конечно, ему это было неприятно.
Тем временем в автобус вошли талибы. Они искали мужчину с татуировкой на руке. Всем пассажирам автобуса пришлось показать руки. Дети начали плакать, на что боец талибов сказал: «Вам не нужно плакать, не нужно бояться».